Пандекты и Тактикон Никона Черногорца

Пандекты и Тактикон Никона Черногорца
«Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца – популярные в Древней Руси компиляции, переведенные с греческого языка. Оригиналы П. и Т. до сих пор не изданы (ср. начальную часть Т.: Бенешевич В. Н. Тактикон Никона Черногорца: Греческий текст по рукописи № 441 Синайского монастыря св. Екатерины. – Зап. ист.-филол. фак. Петрогр. унив., 1917, ч. 139, вып. 1). Создатель этих компиляций Никон жил в XI в. и был монахом в обители св. Богородицы τοῦ ‛Pοιδίου на Черной горе (Μαῦρον ’όροζ) в Сирии, потом в монастыре Симеона Дивногорца. Патриархом антиохийским Феодосием III (1057–1059 гг.) Никон Черногорец был поставлен в священники и дидаскалы. В 1088 г. он был еще жив (Beck Н.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. München, 1959, S. 600). Наиболее известное сочинение Никона Черногорца – П. (иначе ‛Ερμηνεῖαι τῶν ’εντολῶν τοῦ Κυρίου), составленное им в подражание «Пандектам» Антиоха, представляет собой монтаж выписок из творений отцов церкви, соборных постановлений и других памятников. Выписки эти распределены по различным рубрикам (всего 63 главы), так что в целом П. должны были заменить монахам труднодоступные источники этого сочинения. Не менее известный труд Никона Черногорца – Т. (Τυπικόν) – преследует подобную же цель и является одной из наиболее интересных византийских канонических компиляций, причем особое внимание здесь обращено на вопросы, связанные с церковной дисциплиной (всего 40 глав). Оба сочинения Никона Черногорца были рано переведены на славянский язык (кроме славянского, известен также арабский перевод Т.): наиболее ранний список перевода П. относится к XIII в. (Ярославский гос. музей-заповедник, № 15583, описание см.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. М., 1984, № 214, с. 234–235), а наиболее ранние списки Т. датируются концом XIV в. (ГПБ, F. п. 1.41–1397 г.). История перевода П. Никона Черногорца сводится к следующим этапам: первоначальный перевод П. был сделан (по мнению ряда ученых – в Древней Руси), по-видимому, вскоре после их создания со значительными сокращениями; позднее этот перевод был дополнен и исправлен, как считают А. В. Горский и К. И. Невоструев, – в Болгарии (дошел в рукописях XIV в.); наконец, еще позднее (по мнению А. В. Горского и К. И. Невоструева – в Сербии, Р. Павловой – в Болгарии) этот перевод был вновь пересмотрен, причем иногда был восстановлен древний текст (Р. Павлова обнаружила список этого перевода середины XIV в.); последний вариант перевода получил особенно широкое распространение в Древней Руси. Перевод Т., по мнению А. В. Горского и К. И. Невоструева, того же происхождения, что и последний вариант перевода П. В Древней Руси компиляции Никона Черногорца пользовались исключительной популярностью – в редком сборнике, в редком оригинальном средневековом сочинении нет выписок из П. или Т. Статьи из Никона Черногорца были довольно рано включены в славянский устав (Мансветов И. О трудах митрополита Киприана по части богослужения. – Прибавл. к изд. творений св. отцов в рус. пер., 1882, ч. 30, с. 145–147); его сочинения сыграли важную роль в истории таких памятников, как Пролог, Кормчая, Златая чепь, Измарагд (Петров Н. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). Киев, 1875, с. 184, 214–215, 290–291; Žužek I. Kormčaja kniga. Studies on the Chief Code of Russian Canon Law (Orientalia Christiana Analecta, N 168). Roma, 1964, p. 99–100, 187, note 14, 285; Петухов Е. В. Материалы и заметки из истории древней русской письменности. Киев. 1894, 1–3, с. 57–59; Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских сборников: Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893, с. 12, 23, 176, 178; ср. также об Индексе отреченных книг: Георгиев Е. Литература на изострени борби в средновековна България. София, 1966, с. 234–244). Особенно популярны компиляции Никона Черногорца становятся в конце XV–XVI вв. (ср.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. XV – нач. XVI в. М.; Л., 1960, с. 322); у писателей этого времени (Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Максим Грек, Зиновий Отенский и др.) постоянно встречаются ссылки на Никона Черногорца или выписки из его сочинений. Как установил Б. М. Клосс (Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980, с. 63–64), П. редактировал митрополит Даниил в процессе подготовки Сводной Кормчей. Впрочем, судьба П. и Т. в древнерусской письменности почти не изучена. Виленское издание трудов Никона Черногорца 1592 г. не было завершено (см.: Каталог белорусских изданий кирилловского шрифта XVI–XVII вв. Л., 1973, вып. 1, № 23). Впервые сочинения Никона Черногорца были напечатаны в XVIII в.: Книга преподобнаго и богоноснаго отца нашего Никона, игумена Черныя горы... Почаев, 1795 (изданы П. и Т.). Второе издание с разночтениями по рукописи XVI в. вышло в единоверческой типографии при Троицко-Введенской церкви (М., 1888). Отрывки напечатаны в следующих изданиях: Варлаам, архим. Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского – ЧОИДР, 1860, кн. 2, с. 45–65; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV в.). М., 1875, с. 289–296; Срезневский. Сведения и заметки, № 55, с. 217–296; Мiklas H. Zur kirchenslavischen überlieferung der Häresiengeschichte des Johannes von Damaskus. – In: Festschrift für Linda Sadnik zum 70. Geburtstag. Freiburg im Breisgau, 1981, S. 323–387 (Monumenta linguae slavicae dialecti veteris. Fontes et dissertationes, t. 15). Научное издание памятников отсутствует. Лит.: Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1862, отд. 2, ч. 3, с. 1–52; Срезневский И. И. 1) Пандекты Никона Черногорца в русском списке XII в. – Зап. имп. АН, 1871, т. 20, кн. 1, с. 149–156; 2) Пандекты Никона Черногорца по древнему переводу. – Там же, 1872, т. 21, кн. 1, с. 194; 3) Памятники (1882), стб. 283–284; Калужняцкий Е. И. Обзор славяно-русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских (Отд. отт. из Тр. III Археол. съезда. Киев, 1877, с. 34–46); Отзыв Ф. Терновского о сочинении А. Ленского «Никон Черногорец и судьба его сочинений в русской литературе». – Тр. Киев. духовн. акад., 1877, № 10, Приложение, с. 353–355; Отзыв В. Малинина о том же сочинении. – Там же, 1888, № 8, Приложение, с. 74–80; Архангельский А. С. К изучению древнерусской литературы. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб., 1888, с. 143–146; Тихвинский А. Ярославский список Пандект Никона Черногорца XII–XIII в. – РФВ, 1892, № 3, с. 114–132; 1893, № 4, с. 340–345; 1894, № 1–2, с. 316–323; № 3, с. 113–122; № 4, с. 261–269; Соболевский А. И. 1) Переводная литература, с. 21; 2) Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. VIII. Особенности русских переводов домонгольского периода. – СОРЯС, СПб., 1910, т. 88, № 3, с. 167 (то же: Соболевский А. И. История русского литературного языка. Л., 1980, с. 138); Лихачев Н. П. Рукопись, принадлежавшая патриарху Феодосию Тырновскому. – ИОРЯС, 1905, т. 10, кн. 4, с. 312–319; Украïнськi письменники, с. 751–752; Исакин А. Г. 1) Палеографическое описание Пандектов Никона Черногорца по Ярославскому рукописному списку XIV в. – Тр. кафедр рус. яз. вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1960, т. 1, с. 77–89; 2) Глагольные формы настоящего-будущего времени в Пандектах Никона Черногорца по списку XIV века. – Там же. Улан-Удэ, 1966, т. 4, с. 73–82; Кучкин В. А. Один из источников Еллинского летописца второго вида. – ВВ, 1967, т. 37, с. 319–324; Иванова-Константинова К. Об одной рукописи XIV в. Погодинского собрания. – ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 294–308; Słownik starożytności słowiańskich. Wrocław; Warszawa; Kraków, 1970, t. 4, s. 18–19; Загребин В. М., Колесов В. В. «Пандекты» Никона Черногорца в пергаменном списке XV в. – Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1974 г. М., 1975, с. 33–36; Павлова Р. 1) Неизвестен ръкопис с подписа на българския патриарх Теодосий Търновски. – Език и литература. София, 1975, № 2, с. 25–38; 2) Три рукописи четырнадцатого века с подписью болгарского патриарха Феодосия. – Славистични изследвания. София, 1978, кн. 4, с. 131–142; 3) Още един непознат среднобългарски ръкопис. – Език и литература. София, 1983, № 5, с. 23–31; Birkfellner G. Das Römische Paterikon (Schriften der Balkankommission. Linguistische Abteilung, XXVII). Wien, 1979, Bd 1, S. 64–67; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984, с. 190. Доп.: Thomson F. The Problem of the Reception of the Works of John IV Ieiunator of Constantinople among the Slavs: Nicon of the Black Mount and Cirycus of Novgorod. – Старобългаристика, 1987, г. 11, № 1, p. 23–45.
Д. М. Буланин

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Пандекты и Тактикон Никона Черногорца" в других словарях:

  • Пандекты Антиоха — «Пандекты» Антиоха – компиляция, представляющая собой своего рода справочник по вопросам христианской морали. Составлен Антиохом, уроженцем Галатии, постригшимся в Атталинском монастыре в Анкире, а затем жившим до конца своих дней в лавре Саввы… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») — название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.»… …   Православная энциклопедия

  • Цензура в Российской империи — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Слово святого Иоанна Милостивого... — о исходе души – переработанный фрагмент из Жития Иоанна Милостивого (Gеlzеr Н. Leontios’ von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen Erzbischofs von Alexandrien. Freiburg im Breisgau; Leipzig, 1893, S. 81–83; в славянском переводе:… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Измарагд — – древнерусский сборник устойчивого состава. Основную массу статей И. составляют слова и поучения на темы христианской морали. В отличие от сборников уставных чтений – Златоуста и Торжественника – И. предназначался для домашнего и монастырского… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Великие Минеи Четии — – свод древнерусских оригинальных и переводных памятников, главным образом житийных и риторических, церковно учительного и исторического характера, состоящий из 12 книг миней. А. С. Орлов относит ВМЧ к числу книг «энциклопедического вида» эпохи… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Древнерусская литература XII века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 2 Переводные произведения …   Википедия

  • Дмитрий Федорович Лапшин — (XVI в.) – дьяк, книгописец из Иосифо Волоколамского монастыря. Первые известия о нем относятся к 1520 г. (при составлении купчей он упомянут как свидетель – «Иосифова монастыря дьячок Дмитрий Федоров сын»). Судя по его подписям на грамотах –… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА — символы, используемые в правосл. богослужебных книгах (в первую очередь в Типиконе) для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого. В совр. рус. изданиях используются… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»